Муфта механическая
Назначение муфты механической
Муфты устанавливаются между двумя валами, также между валом и смонтированными на нём звёздочками, зубчатыми колёсами, шкивами. Они обеспечивают их подсоединение и передачу механического движения и энергии. Ориентация валов может быть по одной оси и под углом относительно друг друга.
- Обеспечивают передачу вектора крутящего момента, полной механической энергии без изменения;
- В некоторых конструкциях устанавливают для поглощения вибрации. Выполняют амортизацию, гася колебания, идущие от внешней нагрузки;
- Применяется как предохранитель от перегрузок, предохраняя детали от поломок;
- Корректируют несоосность объединенных валов, которая может быть спровоцирована деформациями во время эксплуатации, колебаниями температуры;
- Осуществляют переключение рабочего механизма, при работающем двигателе;
Производство механической муфты, её характеристики, назначение нормируются ГОСТ 50З71-92. В продажу поступает как самостоятельная деталь. Изготавливается в соответствии с общими техническими требованиями. Документ не регламентирует специальные конструкции, измененные требования, выставляемые в отдельных отраслях промышленности и устройствах.
Основные термины
Муфта механическая – соединительные элементы осуществляют передачу вектора крутящего момента.
Соединительный элемент – определяет нагрузочные параметры и характеристики. Выполняет передачу движения с ведущей части на ведомую.
Полумуфта – одна из частей детали, которая подсоединена к ведущему либо ведомому валу.
Компенсирующие параметры – возможность передачи нагрузочных характеристик и крутящего вектора при угловом и осевом смещении полумуфты.
Разновидности механических муфт
Изделия классифицируются в зависимости от того как соединены ведущая и ведомая полумуфты, их функциональным параметрам, для каких условий эксплуатации предназначаются. При подборе нужной модели механической муфты следует ориентироваться на особенности конструкции соединяемых валов и деталей.
Требования должны соответствовать функционалу муфты, параметрам крутящего момента.
В зависимости от того для каких работ предназначается механическая муфта, принято разделение на группы. Такое разделение проводится внутри классов.
Различают три класса муфт:
-
Управляемая. Специальный соединительный элемент, осуществляет управление процессом соединения и размыкания валов;
- Асинхронная. Выполняет переключение при различных частотах вращения комплектующих полумуфт. Передача вектора крутящего момента происходит при помощи действующего трения;
- Синхронная. Переключается при равенстве угловой скорости ведущей и ведомой частей. Допускается некоторые минимальные отклонения от равенства;
-
Нерасцепляемая. Здесь ведущая и ведомая полумуфты соединены;
- Жёсткая. Изделие обеспечивает соединение полумуфт с нулевым относительным смещением между собой;
- Упругая. Конструкция включает соединительные элементы (втулки из резины, пружины), которые разрешают относительное смещение между частями муфты, во время возникновения упругой деформации. Амортизируют вибрации, удары.
- Компенсирующая. Допускает смещение ведущей и ведомой частей относительно друг друга, но исключает поворот. Устанавливают в местах, где требуется снизить дополнительные нагрузки. В их перечень входят несколько модификаций: зубчатые, шариковые, втулочно-пальцевые, втулочные, кулачковые, фланцевые.
-
Самодействующая. Изменение заданных параметров рабочего режима включает процедуру автоматического вкл./выкл. муфты.
- Центробежная. При вращении возникает центробежная сила, которая и выполняет включение и отключение рабочего режима. Модели имеют возможность регулирования на требуемую частоту оборотов и величину крутящего момента. Применяются в механизмах конвейеров, строительных кранах, ленточных подъёмников. Установленные на вал электродвигателя, обеспечивают плавный разгон.
- Предохранительная. Предназначается для автоматического отключения механизма, когда крутящий момент превышает допустимые значения. Наиболее популярны модели, которые начинают проскальзывать при достижении предела. Конструкция шариковых и роликовых муфт с регулирующей пружиной и винтом наиболее популярна.
- Обгонная. Ведомая и ведущая полумуфты автоматически разъединяются и соединяются. Этот процесс запускается изменением направления вектора момента кручения или различием в модулях скорости вращения. Передача выполняется только в одном направлении.